03:33
11/23/2024
Այսօր 7...2
am en ru

Նորություններ
ГЕРОЙ АРМЕНИИ – И ЭТИМ ВСЕ СКАЗАНО!

2013-10-22 12:11

      Де-Факто N 02 (2011г.)

Интервью с Николаем Ивановичем Рыжковом, председателем Комиссии Совета Федерации РФ  по естественным монополиям.

-          Николай  Иванович,  Вы Герой Армении - этим все сказано. Армянский народ никогда не забудет Вашего участия в нашей беде в дни страшного землетрясения  7 декабря 1988 года на севере нашей страны. Все армяне помнят Ваши глаза в те дни, полные скорби и сочувствия. А Вы сами часто вспоминаете то время, или это чересчур тяжело?

-           Конечно, это нелегко вспоминать. Но я часто вспоминаю, помню хорошо .  Не вспоминать это время невозможно. Что есть, то есть. Это ,   как говорят, кусок моей жизни. Может быть самый сложный период, самый тяжелый. Может быть  даже и самый ответственный. Я вспоминаю часто и ничего не забываю.

-          Когда Вы в  последний раз были в Армении?

-          Осенью 2010 года. Я ведь на протяжении многих лет возглавляю российско-армянскую парламентскую комиссию ,   сначала это было в Госдуме, а потом, вот  уже семь лет,   в Совете Федерации. И там и там я был сопредседателем с российской стороны. Мы два раза в год встречаемся, осенью и весной. Как правило осенью в Армении, а весной в России. Прошлой осенью мы встречались в ноябре, в Ереване было наше плановое заседание. Мы все сделали, чтобы открыть  в Эчмиадзине памятник Католикосу  Всех Армян Вазгену Первому и я очень рад, что мне наконец удалось осуществить эту мою давнишнюю мечту. Я близко знал этого  уникального, кристальной души человека. И  этот памятник работы замечательного скульптора, народного художника  России и Армении Фрида Согояна, - мой дар армянскому народу.  А скоро состоится наша  очередная встреча  уже в России  и мы наметили провести ее в Ярославле. Потому что надо знать не только Москву но и другие, исконно российские места. Мы 2 дня будем в Ярославле и,  естественно, хотелось бы, чтобы наши друзья познакомились с достопримечательностями этого края.

-          Как экс-премьер-министр огромной страны - СССР и крупнейший хозяйственник, Вы можете сегодня оценить экономические  отношения между Москвой и Ереваном, каковы перспективы нашего сотрудничества?

-          В политическом плане  продвижение наших отношений значительно дальше, чем в  экономическом. Об этом свидетельствуют и встречи между президентами Дмитрием Медведевым и Сержем Саркисяном, между премьер-министрами Владимиром Путиным и Тиграном Саркисяном и здесь все складывается  успешно. Это не значит, что в экономическом плане совсем ничего не делается, нет конечно. И в этой области немало сделано. Особенно много сделано межправительственной комиссией ,  у нас ее возглавляет министр транспорта Игорь Левитин, безусловно один из лучших российских министров,  благодаря которому много сделано для развития российско-армянских экономических отношений. Мы считаем, что много сделано, но много еще можно сделать .  Очень тяжелая была ситуация в области путей сообщения, особенно железнодорожных. Мне об этом наши руководители рассказывали вот за этим столом. И первые результаты мы уже почувствовали, много положительных изменений произошло. Одним словом ,    шаг за шагом успешно продвигаемся вперед. Но есть и вопросы,  которые плохо продвигаются. Когда Армения была в составе  Советского Союза мы все  работали в едином народно- хозяйственном комплексе, в том числе это касалось и науки.  Начиная с космических проектов, авиационных и других.  И все республики трудились в меру своих возможностей.  И Армения,  безусловно, вносила огромнейший вклад в науку Советского Союза.  Сейчас, когда Армения стала самостоятельным государством, разделились структуры научные, академические. И в этом смысле наука в Армении сейчас в какой-то степени избыточна. Это не значит, поймите меня правильно, что я за то, чтобы громить науку. Но  надо, то, что в Армении есть-мозги, опыт,  как можно больше интегрировать с нашей наукой , и тогда выиграют обе стороны. И вот здесь надо науке и нашей и  вашей работать, и правительству и парламенту, чтобы тот  научный потенциал, который в Армении  существует был  полностью использован.

-          Вы член Совета Федерации РФ. Как развиваются двусторонние связи между нашими парламентами?

-          На мой взгляд  неплохо. Даже то, что мы два раза в год встречаемся и встречаемся аккуратно, и заранее определяем повестку  дня и готовим документы и все обсуждаем,- это подтверждает неплохой уровень наших отношений. У нас объединенная  армянская группа:10 человек из Совета Федерации и 10 человек из Госдумы, что понятно ,  поскольку у нас двухпалатный парламент, а в Армении однопалатный. И такие группы у нас почти по всем странам. Я считаю, что наша группа неплохо работает.  Мне кажется есть такие группы, которые даже забыли, что они существуют, а мы  знаем  друг друга, мы уважаем друга, это наши друзья. Я лично доволен. Дай Бог, чтобы и дальше было такое постоянство у нас.

-          Вы возглавляете комиссию по естественным монополиям. Не могли бы Вы рассказать подробнее  о   её  деятельности.

-          Эта комиссия была создана лет 8 назад. У нас  в  Совете Федерации  по этим делам существует несколько комитетов, имеющих равные права. При этом комитеты Госдумы  больше занимаются оперативной работой, к ним поступают законы и они обязаны их рассмотреть. Что годится, что не годится, что рекомендовать рассмотреть. Через нашу комиссию меньше законов проходит, но мы, если так можно сказать, мозговой трест. Мы сильны мозгами, у нас люди, которые хорошо разбираются в этих вопросах. Естественные монополии с одной стороны не зря называются естественными. То есть не искусственно созданные , а естественные. Они должны иметь место, но они должны существовать в определенных рамках. Если не будет контроля,  анализа, то ведь монополия - это монополия, конкурентов нет. И тогда можно что угодно делать, поднимать цены, сами понимаете. И наша задача-это отслеживать. Вот, например, железнодорожный транспорт.  Это ведь тоже естественная монополия.  Там образовались акционерные общества, но стопроцентное участие государства. Мы смотрим, как там все реформируется,  как поэтапность соблюдается ,  что надо улучшать, какие надо менять  законы. Что надо поправлять. Это также относится к связи, к энергетике, к газу. Нам надо ясно представлять, как развиваются естественные монополии, чтобы они служили Родине и народу.    

-          Волна террора в мире, к сожалению, не стихает. Как Вы думаете, почему в России это страшное явление тоже все время проявляется? Неужели это нельзя остановить?

-          На мой взгляд это весьма сложный вопрос. Во- первых,  Россия здесь не одинока. Если бы она была одинока, можно было бы говорить о каких-то особых причинах.  А что Америка - 11 сентября? А что в других странах, в Испании , не взрывают? Сегодня это бич. Бич конца прошлого и начала этого века. И это касается всех.  Поэтому вопрос чрезвычайно сложный. Поэтому я не могу по-настоящему на него ответить. Я все время сам  думаю: какие у терроризма корни? Вот взорвали в Дагестане, сначала эта женщина, русская, а потом ее гражданский муж. Они приняли ислам, видимо поверили во что-то. Я не думаю, что у них были меркантильные цели. Они оба погибли, какие  меркантильные цели они преследовали? На мой взгляд  этот вопрос не может быть разрешен за счет устранения какой-то одной причины. Сейчас активно наш президент этим занимается, чтобы обезопасить вокзалы, аэродромы и т. д.  ,   это правильно все. Ведь взрывают там, где много народа.  И правильно, что устанавливаются металлоискатели, и  правоохранительные органы должны работать как следует,  - это тоже немаловажный фактор  .Они обязаны это делать, не мне их учить. Они прекрасно знают ,  как надо работать.   Но есть и другая сторона вопроса. Я православный человек . Я  знаю Коран на уровне того, чтобы знать, что это такое- и не больше. . Но я  думаю ,  и это уже известно, что Коран не диктует уничтожение неверных. . Зачем использовать для этого Коран, мусульманство? Здесь, на мой взгляд, нужна очень большая и серьезная экономическая работа. .  Ведь  на Северном Кавказе безработица. Там есть  молодые ребята, которые ничего, кроме автомата не знают и они уже не будут у станка что-то точить.   Ведь вот  сколько длится палестинский вопрос между арабами и евреями. Разве это не питательная среда для терроризма? Это вопросы экономические, социальные. Все-таки есть много причин,  которые надо устранять. Надо устранять социальное  и экономическое неравенство. Есть «золотой миллиард»  и еще 5 миллиардов. О чем это говорит?   Ясно, что бедный богатого не будет разуметь. Один подумает : как мне не повезло , что я бедный.  А другой начнет действовать.. Вот Франция, я ее знаю 50 лет. Первый раз был в 60-м году, еще работал на заводе. Я уже тогда обратил внимание, что на заводе «Рено» 50 процентов работало нефранцузов. Это были алжирцы, марокканцы. Я спрашивал у французов :почему так? Вы не боитесь, что со временем произойдет перекос? А мне отвечали: французы не любят работать, предпочитают кафе и офисы. В результате через 25 лет Ле Пен чуть не стал президентом, выдвинув лозунг: «Франция для французов». В итоге народ начал восставать против людей, которых пригласил. В Париже теперь есть целые кварталы, где живут выходцы из Африки и азиатских стран. Кто жег машины? Они жгли. И в Германии такая же вещь.

-          К сожалению,  после распада Союза межнациональные столкновения  не исчезли, и как сказал президент России  Дмитрий Медведев, это серьезно угрожает и целостности России. Какова Ваша точка зрения по этому вопросу, что тут можно сделать?

-          Можно сделать одно. У нас сто сорок национальностей. Четыре официальных религии: православие,  ислам,  буддизм, иудаизм. Надо, чтобы они существовали, жили мирно. Если не ущемляется никакая  конфессия  - это уже победа. И тут в России все нормально. Мы,  русские , такой народ : нас 75-80 процентов, но мы никогда не возвеличивались, мол мы русские, а вы какие-то второстепенные. Мы продвинулись за сто лет от Урала до Тихого Океана, но никогда не истребляли людей, как в Америке индейцев. Вы же знаете, сколько там стоил скальп индейца, даже ребенка. Они же прошли огнем и мечом. Мы шли нормально . Кого-то завоевали, кто-то сам пришел. Но эти культуры перемешались, сосуществуют. Ни в коем случае нельзя , чтобы было так: я русский, а вы пошли вон. И не надо говорить: вот, мы ,  русские, самые забитые. Мы , наверное,  пассионарны, от нас многое пошло, но и к нам многое пришло. Второе. Меня очень страшат люди, которые говорят: надо разделить Россию только по губерниям и никаких национальных образований. Если это делать, то это надо было осуществлять в 1917, 1918, 1922 году, когда создавался Советский Союз. Но тогда ведь не пошли на это. Признали, что есть Украина, Белоруссия, а внутри России есть татары, башкиры и т.д. Сегодня раздаются голоса: калмыков всего триста тысяч , а Свердловская область и Подмосковье по 5 миллионов. В их рассуждениях логика вроде бы есть, а разум подсказывает, что так делать нельзя. Может быть  так можно будет сделать через 50 лет, когда это больше сотрется. А пока не буди лихо пока оно тихо. А то если сейчас сказать: Вас нет, то поднимутся головы, которые раньше об этом и не думали.

-          Несколько вопросов личного характера. Расскажите, из кого состоит  сейчас Ваша семья, чем занимаются в ней младшие поколения?

-          Жена,  Людмила Сергеевна, хозяйка. Она работала на заводе  на  Урале конструктором, в  Москве тоже конструктором. Сейчас на пенсии. Дочь была полковником милиции, преподавала в Академии,  сейчас в отставке. Зять – генерал-полковник, тоже сейчас в отставке. Внуку 28 лет, окончил юридический факультет. Занимается бизнесом небольшим. Внучка одна из всей семьи получила иностранное образование, училась в Швейцарии, сейчас определяется с работой.

-          Вы неоднократно бывали в Армении. Запомнили ли Вы какие-нибудь  армянские слова? Какие блюда армянской национальной кухни Вам понравились?

-          После любого посещения Армении надо 2 недели на посту сидеть. Это особая кухня. Все мне нравится. Шашлыки, в частности из печени, вкусной зелени очень много. Рыба прекрасная, в общем  многое нравится. Что  касается слов… Одна женщина мне сказала в свое время, мне трудно выговорить...

-          Цавт танем ?

-          Да, да. Возьму твою боль. Я тогда не знал, что это значит, но это прекрасные слова.

-          Николай Иванович, очень хотим надеяться, что Вы не в последний раз отвечаете на вопросы нашего журнала. Какие  будут у Вас пожелания читателям Де Факто?

-          Я хотел бы, чтобы наша дружба ,  историческая дружба, продолжалась. Несмотря ни на какие политические бури. Политика политикой, но есть народ Армении  и есть народ России. Нас связывают теплые отношения, исторические отношения. Вот я недавно посмотрел фильм о Грибоедове,  ведь он погиб ,  пытаясь спасти армян .Я хотел бы, чтобы наша дружба была всегда, чтобы ничто  ее не омрачало, а вашему журналу пожелал бы, чтобы он поскорее «состоялся» в России.



Վերադառնալ








Խմբագրական
СЕДА ГАСПАРЯН

2020-12-31 13:59

Главный редактор общественно-политического журнала...

Ավելի


Պահոց
ՍԵԴԱ ԳԱՍՊԱՐՅԱՆ

2020-01-08 11:18
ՍԵԴԱ ԳԱՍՊԱՐՅԱՆ «Դե Ֆակտո» ամսագրի գլխավոր խմբագրի պաշտոնակատար...