2013-08-23 11:09
Де-Факто N 10 (2012г.)
От редакции
Совсем недавно на телевидении стали популярны передачи, в которых два телеведущих ведут беседу с гостем программы. Тем же принципом, расширяя рамки диалога, мы попытались воспользоваться в печатном формате. Представляем вашему вниманию интервью с Заслуженным художником РА, заведующим кафедрой живописи и анимации Института театра и кино, руководителем курса сценографии, главным художником ереванского государственного театра “Амазгаин” Давидом Минасяном.
- Вы являетесь автором многих скульптур в нашем городе. Среди них следует выделить памятники “Мужчины”, “Московский дворник”. Расскажите об этих “жителях” нашего города.
-Идея создания памятника героям фильма “Мужчины” возникла у сыновей режиссера Эдмонда Кеосаяна - Тиграна и Давида. Они задумали поставить в Ереване памятник, посвященный своему отцу в виде композиции главных героев одного из самых любимых ереванцами фильма. Мной было создано 8 эскизов, из которых мы вместе очень долго выбирали конечный вариант. Должен отметить, что Тигран Кеосаян изначально хотел, чтобы в памятнике был запечатлен последний кадр фильма. И в итоге был выбран именно этот кадр. Мне, как автору, ничего особенно придумывать не приходилось. Я просто перевел с киноленты на бронзу уже готовые образы. Открытие было приурочено к 70-летию режиссера и 35-летию фильма. Не могу не отметить содействия в этом проекте Артура Джанибекяна. На церемонии открытия присутствовала творческая интеллигенция столицы, а также гости – Раймонд Джаназян, Вахтанг Кикабидзе, Александр Цекало и другие.
Намного раньше появился в нашем городе “Московский дворник”. Я получил заказ сделать какую-нибудь скульптуру на свободную тему для Московской Аллеи, которая должна была быть открыта в 2005 году. Я придумал образ дворника. Считаю, что дворник в Москве начала 20-го века – это, несомненно, яркое явление того времени. Московский дворник является олицетворением простоты и душевности. Дворники того времени были хозяевами дворов, этим людям доверялись ключи от домов, доверялись личные и семейные секреты... Выбор материала также был неслучайным, так как материал отражает суть идеи: это не бронза и не мрамор. Скульптура сделана из обыкновенного железа, что символизирует простоту и чистоту. Местоположение ее тоже не случайно, ведь по идее дворник должен встречать и провожать людей. Поэтому он и поставлен практически у входа в аллею. Если вы помните, композиционно скульптура сделана весьма оригинально: там нет лица как такового, мы видим только бороду, атрибуты одежды и метла. То есть Московский Дворник в моем представлении – это не конкретный персонаж, это типаж, собирательный образ. Вот еще вспомнил… В скульптуре за метлу дворника зацепилась пара кленовых листочков. Когда изготовлял скульптуру, листьев сделал побольше, потому как не знал, сколько использую их в композиции. Остались лишние. Я потом раздавал их на память своим друзьям.
- Вы являетесь также соавтором проекта совместной инициативы мэрии Еревана и программы “Улыбнись, Ереван”. Вам доверили оформление музыкального училища им. Романоса Меликяна.
- На фасадной части здания мозаика на музыкальную тему: дирижер, у которого из головы вылетают ноты и разлетаются в разные стороны. Сам дирижер изображен со спины, то есть, смотрящим внутрь здания, лицом к студентам. Люди говорят, что получилось хорошо, сразу понятно, что заведение имеет отношение к искусству. В самой близкой перспективе предусматривается украсить и придать соответствующий вид также и другим ереванским строениям культурной и архитектурной значимости.
-Недавно Ереван был провозглашен столицей книги 2012. Символом этого мероприятия стала ваша скульптура.
- В этом году Ереван завоевал статус всемирной столицы книги и 22 апреля состоялись мероприятия в честь торжественного открытия. Меня пригласили в качестве художника проекта “Ереван – столица книги”, и я предложил создать скульптуру “Железного человека”, выстроенного из букв 19 алфавитов государственных языков нашей планеты. Проект разрабатывался вместе с руководителем администрации президента Вигеном Саркисяном и министром культуры Асмик Погосян. Скульптура собиралась во время церемонии открытия “Ереван – столица книги”. Я назвал ее “Человек мира”. Идея, как и сама композиция, сваренная из металла, прозрачна: буквы - основа информации, науки и образования, независимо от языка и местопребывания.
Это только начальная часть моего участия в этом мероприятии “Ереван – столица книги 2012”. Будет организована передвижная выставка, в которой будут представлены персонажи мировой литературной сокровищницы. Этот проект придумал я сам и предложил его организаторам.
-Не трудно было выбирать среди такого числа литературных шедевров?
- Выбирал из большого списка UNESCO. Все они – книги-юбиляры. Среди них “Маленький принц” Антуана де Сент Экзюпери, “Гулливер” Джонатана Свифта, “Собака и кот” Ованнеса Туманяна и “Собрание мышей” Хнко Апера, “Божественная комедия” Данте Алигьери, “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова, “Золотой теленок” Ильфа и Петрова. Работа еще в процессе. Какую-то часть уже сделал, другая – ждет своего воплощения. К осени будет готово 30 скульптур.
- В 2010 году в театре “Амазгаин” прошла выставка ваших работ “Итальянские кадры”, приуроченная к фестивалю “Неделя современного итальянского кино” …
- Театр “Амазгаин” во главе с директором Варданом Мкртчяном совместно с посольством Италии во главе с Бруно Скапини задумали сделать серию показов итальянских фильмов. Я предложил совместить это мероприятие с показом скульптур на итальянскую тематику. Мы многое почерпнули из школы таких мастеров, как Феллини, Микеланджело, Боттичелли. И обращение к этой тематике вполне естественно. В выставке демонстрировались скульптуры представителей современной итальянской культуры: “ Лучано Паваротти”, “Адриано Челентано”, “Софи Лорэн”, “Федерико Феллини и Джульетта Мазина”, “Тонино Гуэрра Поэма “Мед”. Это лишь одна часть моей задумки, которая имеет в себе идею воплощения ХХ века. По такому же принципу я собираюсь осуществить серии на французскую, английскую и другие тематики.
-Кроме вашей деятельности в качестве скульптора, вы также являетесь главным художником театра “Амазгаин”. Поговорим о театре и современном этапе развития этого вида искусства в Армении.
-Все верно, я работаю художником театра “Амазгаин” под руководством Соса Саргсяна. И последний факт делает меня счастливым человеком, ведь работать и общаться с живой легендой, согласитесь, - величайшее удовольствие. Что касается самого театра, должен сказать, что “Амазгаин” довольно активен: в нашем театре работает много режиссеров, как наших, так и приглашенных. В год выходит 2-3 новых спектакля. Сейчас мы готовим новый проект, художником-постановщиком которого являюсь я, а режиссером-постановщиком – Сос Саргсян. В этом году нам будет предоставлен участок в центре города, где будет построено новое здание нашего театра, за что все мы очень благодарны нашему президенту, Сержу Азатовичу Саргсяну.
-Мне интересно ваше мнение к лихорадке наших соотечественников в отношении армянских сериалов. Театр ушел на второй план?
-Должен сказать, что театр ушел на второй план уже давно, когда братья Люмьер решили заняться чем-то серьезно. Я считаю, что съемка армянских сериалов – естественный процесс, имеющий право на существование. Другой вопрос, что они агитируют и чему учат. Мне бы хотелось, чтобы в этих сериалах создавались образы героев, которые будут поучительными для подрастающего поколения. Герой должен привить детям патриотизм, чувство товарищества, геройство, а не быть в центре всех этих криминальных разборок и агрессии. Я ничего не имею против сериалов, но я против негатива, агитируемого с экранов. Ведь телевидение – это один из инструментов развития вкуса и воспитания нации. К сожалению, я часто замечаю, что нашему телевидению не хватает цензуры. Нельзя идти на поводу у зрителя и соответствовать его требованиям. Надо поднимать уровень вкуса наших зрителей. Мы должны помнить, что всего за 40 лет (после окончания 2-ой мировой войны до развала СССР) армяне сделали невозможное: сколько научных изобретений, олимпийских чемпионов, шахматных чемпионов, сколько опер и спектаклей, одни фамилии Амбарцумян и Хачатурян чего стоят!
-Вы не считаете, что искусство сегодня коммерциализировано? Вы, как скульптор, который постоянно получает заказы, не сталкиваетесь с тем, что это может помешать творческому подходу?
-По-моему без заказа не может быть творческого подхода, без заказа не бывает творчества. Если мы обратимся к истории, мы увидим, что без Лоренцо Медичи и его заказов, Микеланджело не создал бы и половины своих произведений. Если бы не Борджиа, Леонардо да Винчи не оставил бы такого творческого наследия... Творческий человек должен получить заказ и быть свободен от всех бытовых проблем, чтобы он мог думать, сочинять, творить. Если мы и встречаем случаи, когда художник полностью свободен в своем творчестве, то это редкие, я бы сказал уникальные случаи, когда речь идет о сверхгениальном.
-Что может стать для вас источником вдохновения?
-Должен сказать, что вдохновение можно найти во всем. Ни для кого не секрет, что особенно вдохновляет любовь, причем любовь в любых своих проявлениях: любовь к городу, к отчизне, к женщине, к матери, к ребенку... Но и негативные явления могут вдохновить человека на создание чего-то против чего-то.
-Вы согласитесь с латинской поговоркой, которая гласит: “Талант часто бывает вызван к жизни несчастьем”?
-Думаю, что нет. Наверное, это стереотип, что художник обязательно должен быть несчастен и беден. Соглашусь, таким был Ван Гог, Модильяни… Но в истории мирового искусства были и такие успешные во всех отношениях творцы, как Дали, Веласкес, Микеланджело и многие другие. Не стоит об этом забывать. И это касается не только скульпторов и живописцев. Если Роберт де Ниро сегодня является миллиардером, это не делает его посредственным актером.
Беседовали Марианна Кабабян
Анна Христафорян
Վերադառնալ