





2013-09-04 11:26
Де-Факто N 01 (2010г.)
“В лице министерства диаспоры, армянская диаспора становится вечным присутствием в РА”, - министр диаспоры РА Грануш Акобян.
- Уважаемая госпожа Акобян, до того, как задать свой вопрос, я бы хотела поздравить Вас с двухлетием Вашего министерства. Когда министерство создавалось, многие не верили, что оно сможет осуществить какие-то действия.
Сейчас, когда прошло два года, какой будет ваша же оценка изнутри и каких оценок вы ожидаете.
- Благодарю за поздравление. Да, вы правы, в начале были маловерующие, которые считали, что это министерство казалось бы сплетается с деятельностью других министерств, но я об этом объявляла и сегодня тоже хочу повторить, что это министерство было создано с 17-летним опозданием, так как диаспора – это наша конкурентоспособность, превелегия, наша сила, наша мощь, следовательно, насколько наши связи будут крепкими и сильными, настолько выиграют отношения родина – диаспора.
Уже, оставив позади два года, могу сказать, что 2009-ый считаю годом становления министерства, так как в этот период мы смогли сформировать министерство в институционно-структурном аспекте,регулировав и систематизировав технические, организационные, финансовые, профессиональные, юридические и другие вопросы. Хочу особенно подчеркнуть , что это министерство не существует за счет каких-то пожертвований , а действует средствами государственного бюджета.
Уже 2010 я могу считать годом изучения основных проблем диаспоры. Мы смогли за это время коснуться вопроса о смешанных браках. Дело в том, что сегодня проблема номер один, возникающая перед диаспорой – это огромный рост смешанных браков в странах Латинской Америки, в Северной Америке, а также в Европе.
- А как может министерство справиться с этой проблемой?
- Конечно, никто не может припятствовать другому человеку в вопросе женитьбы, так как человек сам должен сделать свой выбор: роль и задача министерства здесь заключается в том, чтобы усилить армянскую самобытность ребенка, родившегося в диаспоре. Это должно стать задачей не только министерства, но и других общин.
Мы должны суметь привести ребенка, родившегося в смешанном браке, в армянскую общину, армянскую культуру, школу, наконец, в нашу страну. Лишь это является нашей задачей. Вторая важная задача, которую мы рассмотрели – это проблема изучения западноармянского языка в диаспоре. Дело в том, что во всем диаспорском пространстве кроме Айказянского университета нет ни одного учебного заведения, которое подготавливало бы специалистов западноармянского языка с высшим образованием. Фактически получается, что мы оставили школу в руках людей, которые имеют лишь десятилетнее образование. И сегодня говорить о сохранении армянской самобытности, о чистоте и укреплении родного языка крайне сложно. Здесь есть также вторая сторона вопроса: в Турции, в Ливане или Америке совершенно разные отношения не только к методам и программам обучения языка, но и к вопросу правописания. Именно поэтому сегодня мы создали соответствующий систематизирующий орган, пригласили авторов учебников и имеем цель создать основательные общие учебники для начальной, средней и высшей школ всей диаспоры.
- А кто будет финансировать эти программы, госпожа министр?
- Пока что о финансировании речи не идет, но считаю и государственный бюджет, и диаспора будут рады финансировать столь важный проект. Я не думаю, что здесь есть проблема, это такое начинание, для финансирования которого найдутся благотворители. Мы уже усмотрели 10 млн драмов для создания учебников в 2011 году. Третья важная задача – это информационная безопасность, журналистская и новостная безопасность в контексте Армения – Диаспора. В этой связи с одной стороны мы имеем огромный потенциал, а с другой - мы нашли очень мало форм для его использования. 2011г. мы объявляем годом интернационализации диаспоры. Президент РА призвал нас изучить понятие диаспора вообще, ее права, обязательства и попробовать впоследствии сотрудничества со странами, имеющими большие диаспоры, обратиться в ООН для поддержки в создании “Конвенции о Диаспоре”. Инициатором этого проекта является наше министерство и наше государство. Скажу, что в армянской конторе ООН идея была принята очень тепло. Эту идею мы хотим воплотить в реальность в 2011 году.
- Есть мнение, что отношения Армения – Диаспора все равно будут существовать, для чего нужно министерство? Можно ли сказать, что министерство уже дало ответ на этот вопрос, и на самом деле оно было необходимостью.
- Конечно! Знаете, когда армянин из диаспоры приезжает в Армению, он не знает в какую дверь постучать, когда его волнует какая-то проблема, или возникает какой-то вопрос. Есть дни, когда мы встречаем, слушаем и провожаем десятки армян из диаспоры.
- А с какими вопросами особенно обращаются к вам?
- С самыми разными, начиная с информационных, таможенных, инвестиционных, учебных, социальных, по вопросам учебы студентов, социальной защите и наших проектов. Так что министерство – место, которое может собрать все связи и распространить их и в Армении, и по всей диаспоре. В лице министерства диаспоры, армянская диаспора становится вечным присутствием в РА. Существование нашего министерства заставляет другие органы правления давать всеармянскую значимость своим программам, разрабатывая их. Думаю, что во многих вопросах мы достигаем всеармянского мышления.
- Если вы начнете защищать права диаспоры в Армении, вы столкнетесь с разными органами, и это нормально. Сможете ли вы сделать так, чтобы при этих столкновениях права представителей диаспоры были действительно защищены.
- Да, если права представителя диаспоры нарушены в рамках законодательства, а такие случаи бывают, мы крайне последовательны и серьезно занимаемся этими проблемами.
- Многие предприниматели диаспоры желают делать инвестиции в Армении и делают их. Думаю, и здесь министертству многое предстоит сделать, чтобы они чувствовали себя защищенно.
- Вообще-то мы создали книгу для представителей армянской диаспоры, которая называется “Ручное пособие для армян, живущих в других странах”. И в эту книгу мы включили почти все законы Армении (таможенные, налоговые, образовательные, социальные и др.), с которыми может столкнуться армянин, живущий за границей, на армянском и английском языках. Это большая помощь для представителя диаспоры, так как его основная проблема заключается в низком уровне информированности, или вообще в незнании. Для представителя диаспоры является также большой проблемой найти правильного партнера, так как он приезжает в Армению, по случайному знакомству начинает работать с кем-то и случается, что в результате этого достигается блестящее сотрудничество, а также получается так, что местные армяне обманывают, позоря как себя, так и нашу страну. Один такой случай довольно быстро распространяется по диаспоре, и обо всех складывается то же самое неправильное мнение. Я призываю журналистов представлять удачные, состоявшиеся случаи. Нельзя обобщать сплетни и один-два несостоявшихся случая, потому что у нас в Армении действительно есть предприниматели, которые достигают блестящих результатов.
- Как министр диаспоры, со взглядом извне, как вы думаете, может ли представитель армянской диаспоры спокойно приехать в Армению?
- Думаю, да. В первую очередь не стоит забывать вызов главы государства, сказанного в городе Джермук, где он советовал предпринимателям армянской диаспоры делать свои капиталовложения и иметь прибыль на родине. Да, это новый подход, это значит изменение политики, потому что если до этого мы имели благотворительные, материальные просьбы к диаспоре, сегодня некоторые политические акценты изменились, почему бы и нет, созданием министерства в том числе. Основной акцент состоит в том, что Армения – родина всего армянского народа, что за Армению в равной степени ответственны и жители Армении, и представители диаспоры. Президент заявил, что армянином следует считать того человека, кто себя чувствует им. Нельзя думать, что если он не знает языка или сменил свою веру, то не является армянином. Ведь это случилось не по его воле, следовательно, мы обязаны принимать таких людей и поддерживать их.
- В диаспоре мы имеем многих молодых людей, которые получили качественное высокое образование. Почему мы не пытаемся привести их в Армению, для работы здесь.
- Скажу, что мы разработали механизм репатриации и законодательный проект, который скоро представим правительству. Одна из трех стратегических задач, поставленных перед нами – способствование сохранению армянской идентичности, вторая – определить внутреннюю силу, что мы делаем с помощью собраний, и третье – способствовать репатриации. Конечно, есть критики, люди, которые говорят, что по сей день имея миграцию, нельзя говорить об эмиграции. Знаете, миграция – всемирное и вечное явление. Репатриация означает возвращение на родину. Мы никого не заставляем возвращаться, мы поддерживаем вернувшихся, давая им некоторые превелегии. Для меня главное профессиональная репатриация: мы должны суметь изучить нашу экономику, понять, в каких сферах мы нуждаемся в специалистах и вернуть этих специалистов в организованном виде, суметь воспользоваться теми связями, теми внутренними силами, теми знаниями, теми возможностями, которые сегодня получают наши молодые люди в самых передовых ВУЗ-ах мира. Мы усыновили два пути: во-первых с помощью ООН шесть молодых представителей армянской диаспоры приехали в Армению и приняли участие в создании министерства (двое из них до сих пор продолжают работать в министерстве), а во-вторых, мы пытаемся развить продуктивные и учебные практики студентов диаспоры в Армении. Мы уже организовали практики около 60 студентов из Америки, Франции, Ливана и России. Это очень важный шаг: таким способом мы пытаемся их связать к Армении.
- Госпожа Акобян, предполагается, что как министр диаспоры Вы должны часто бывать за границей, думаю, наравне с Арменией. Как часто Вы бываете в диаспоре?
- В течение всех двух лет за рубежом я была 97 дней, это означает, что 4 дня в месяц я была за границей. Думаю, этого мало для ознакомления с проблемами диаспоры, для их понимания, ублубления в ее разные слои. Мы разработали такую формулу: для того, чтобы суметь работать с диаспорой, мы должны, в первую очередь, познать ее, доверять ей и только потом сотрудничать. Доверие, я думаю, есть, сотрудничество – тоже. Результатом этого является то, что Общее Армянское Благотварительное Сообщество сегодня сотрудничает с нашим министерством. Мы не просим у них денег, а они, доверяя нашим проектам, содействуют с нами. То есть уже есть доверие по отношению к министерству, и люди стремятся осуществлять свои программы с помощью или посредством нашего министерства. Только за два года мы отправили около 200 посланий, поздравлений, слов приветствий армянским предприятиям и учреждениям диаспоры. Очень важно, чтобы люди чувствовали себя любимыми, оцененными и ожидаемыми со стороны родины.
- Как министр диаспоры, как вы оцениваете встречи президента РА с армянской диаспорой?
- Это новая политическая культура, когда до решения общенародных задач, президент государства поговорил не только с жителями Армении, но и со всеми армянами мира.
- Изменило ли это что-либо в армянской диаспоре?
- Думаю, да. Они лично от президента услышали ответы на волнующие их вопросы, узнали и доверились президенту. Все информационные центры в эти дни заговорили о геноциде больше, чем за все эти годы. Самое главное в этом путешествии - то, что международное общество, также как и Турция и Азербайджан поняли, что если они имеют дело с Арменией, то имеют дело с десятью миллионами армян во всем мире.
- Что Вы пожелаете армянину, несмотря на то, местный это житель, или нет.
- Я бы пожелала, чтобы мы в своем армянском мире развили несколько важных вопросов: первое – не потеряли окончания наших фамилий “ян” , сохраняли наши армянские имена. Я призываю армян всего света хотя бы раз в 7 лет приезжать в Армению. Это означает, что мы будем иметь миллион туристов в год, что повлияет как на сохранение армянской самобытности, так и на развитие туризма в нашей стране.
- И на последок, каков залог вашего успеха? Как вам удается работать с таким энтузиазмом и так безропотно?
- Человек должен быть предан своему делу, любить его. Он должен владеть идеями ответственности и солидности. Самое главное, нужно быть патриотом, быть созидателем: если каждый из нас отнесется к своей работе серьезно и с любовью, будет выполнять даже крошечную работу, то наша страна обязательно процветет. Я уверена в этом!
Интервью Темины Арзуманян
Վերադառնալ